Предположим, у нас есть дорогая, хорошая перьевая ручка. Независимо от того, насколько хорошо она сделана, ее окончательная ценность зависит от человека, который ей пользуется. Кто-то с плохим почерком не может писать хорошо даже при использовании хорошей ручки. Опытный каллиграф, однако, умеет красиво писать даже при использовании недорогой ручки. Дело не в том, что ручка, которую он использует, хороша, а в том, что способности писателя в результате его длительного опыта превосходны. Сама способность — это сущность техники. Только те, кто обладает способностями, могут использовать хорошую ручку. Если мы не поймем этого, мы начнём придавать чрезмерное значение техникам (ваза), считая их секретными, что равносильно нашему убеждению, что дорогая перьевая ручка позволяет нам умело писать. Важно, чтобы мы понимали, что техники — это инструменты, чтобы мы могли чувствовать «что-то». Это «что-то» — это чувство удовлетворения, получаемое, когда мы можем свободно выражать свои естественные способности через наше тело в форме техники.
То, выражается ли техника как нечто таинственное или общее, зависит от того, что чувствует каждый учитель, но это не должно иметь никакого значения для тех, кто учится. Тот, кто пытается сделать свои действия таинственными без причины, похож на человека, совершающего бессмысленные движения без понимания. Как гласит старая поговорка, мы должны понимать, что можем привести лошадь к воде, но она должна выбирать, пить ли ей. Легкомысленно относиться к результатам просветления (в айкидо, «ки»), основанным на аскетических практиках предшественников, — это все равно что практиковать Айки с обманчивым умом, что эквивалентно поверхностному пониманию философии дзен. Нельзя так легко понять «ки». Через ежедневную практику мы однажды внезапно придем к пониманию, каждый в соответствии со своим уровнем.
Важно, чтобы мы понимали, что техники — это инструменты, чтобы мы могли чувствовать «что-то». Это «что-то» — это чувство удовлетворения, получаемое, когда мы можем свободно выражать свои естественные способности через наше тело в форме техники.
Обучение должно быть научным и рациональным. Неосторожно использовать религиозную философию — ошибка. Практики боевых искусств в древние времена улучшали себя через свой (нефилософский) опыт, а затем нашли что-то общее с миром религии. Если человек может понять кульминацию просветления мастера с самого начала, ему вообще не нужно никаких усилий. Неосторожно используя слово «ки», учителя вводят осложнения, которые затрудняют понимание айкидо для учеников. Цель практики — дать возможность шаг за шагом испытать айкидо. Поэтому бессмысленно говорить о кульминации идеала. Это похоже на студента университета, который пытается выглядеть умным, хвастаясь начинающему студенту своим высшим образованием, не понимая его ценности. Если человек действительно понимает учения своих предшественников, он действительно может привести лошадь к воде, не обманывая таких принципов. Мы не должны слепо следовать за нашими предшественниками, но должны пытаться обнаружить причины, следствия и процессы вещей, их сходства и различия с помощью опыта. Айки — это средство, позволяющее нам правильно наблюдать за происходящим. Айки не ставит целью создание всезнающего человека.